Articulation and Authenticity in 19th-Century Guitar Music
Published: 1997 Author: Stephen Kenyon
Артикуляция и аутентичность в гитарной музыке 19-го столетия
В общем, буду выкладывать перевод. Кому интересно, конечно, почитают, а так по большому счету, такие тонкости, как в этой статейке, мало кого трогают. Перевод у меня в разобранном виде, рисунков не прилагается, поскольку переводил в txt. Но по ссылке все рисуночки можно здесь http://www.egta.co.uk/content/articulation Я лично сохранил в html и мне этого достаточно.
ВВЕДЕНИЕ
Эта статья, такой, какой она представлена, является изложением различных накопившихся идей, переосмысленнем музыкальных и методических вопросов, а также личного опыта. Она также подразумевает прогулку в область музыкологии, столь же обширную и захатывающую, как и полную ловушек для неосторожного. В намерения автора не входит задача особого обогащения сокровищницы музыкальных знаний данным предметом, а пожалуй, целью является рассмотрение его с точки зрения, полезной для педагога и исполнителя. Здесь ничто не преставляется как неколебимый постулат веры, а читателю, на каждом шагу напоминается оставаться в практическом русле рассмотрения.
Оставляя в стороне академические протесты, также надо иметь в виду, что любое использование слова "аутентичность" следует жестко привязывать к контексту, в котором оно трактуется. Несмотря на то, что здесь боле не рассматриваются судьбы и сохранность представителей ушедшей эпохи "лаптей и сухарей", с тем, чтобы притянуть чью-то музыку, основанную на практических представлениях того времени,к сегодняшнему дню, тем не менее можно очень легко оказаться под влиянием готовых рецептов на все случаи, которые происходят от обрывков отживших свое фактов, когда-то записанных или отмеченных. Также здесь не является целью рассмотрение такого вопроса, как разработка правил исполнения той или иной музыки вплоть до деталей, лучше мы заострим внимание на тенденциях, элементах и стилях, которые в основе своей применимы и полезны для педагогов и практикующих исполнителей. Помимо всего, нам следует вспомнить, что музыка в Европе, до эры радио и записи звука, была чрезвычайно разнообразной географически, и таким образом следует ожидать, что архивные материалы относительно музыкальной практики в инструментальной области могут различаться и быть ровно как противоречащими, так и непротиворечащими друг к другу.
Гитаристам необходимо внести и свою лепту. Гитара, как инструмент широкой популярности, берет начало где-то около 1800 г. и находилась на гребне этой волны примерно три десятилетия, а это меньше чем карьера некоторых значимых концертирующих артистов нашего времени. Гитара укореняется во многих культурно-неоднородных уголках Европы, хотя носителями этой культуры в основном были итальянцы и испанцы, и в то время, пока "звезды" того времени везде путешествовали, большинство гитарного мира за пределами городских стен не видело ничего, кроме того, что они могли услышать и увидеть от междунардных артистов, случайно проезжавших мимо.
В свете изложенного я бы утверждал, что для обсуждения ранней гитарной техники и композиторства следует принять допустимость того факта , что в этом вопросе все уже было сделано где-то, когда-то, кем-то. Я также утверждаю, что большинство из всего, а именно то, что музыкально и технически для добросовестного сегодняшнего педагога могло бы показаться явно шокирующим(1), едва ли будет удивительным, когда кто-то полагает, что большинство людей, интересующихся гитарой тогда и сегодня, искали инструмент для аккомпанирования пению более, чем для поиска средства серьезного музыкального изложения сонатных форм. Более, чем какой-либо другой инструмент, гитара всегда привлекала клиентов, ищущих что-то простое, "хорошо звучащее", что-то несильно требовательное. Неглубокое, неутруждающее.
К счастью, для своего долгожительства, гитара также могла привлекать достаточно людей, решивших извлечь из нее технический и музыкальный смысл до такой степени, что они становились способными стать ведущими гитаристами дня, и одновременно педагогами и исполнителями. Таким образом, исторически гитарный мир поделен между двумя классами: огромной массой "неформалов", не сильно обременяющих себя мыслями и тяжелым трудом в изучении гитары и теми, кто посвятил себя и преуспел, чтобы достичь различных степеней и хороших результатов. Это означает, что в этой статье об "аутентичности" мы должны ясно представлять себе разницу между тем, что мы можем ожидать от большинства людей, и тем, что мы можем назвать "наилучшей практикой", которая ассоциируется только с теми, кто посвящает себя этому делу. Выражаясь в терминах аутентичности, нам должно быть совершенно ясно, по отношению к кому мы желаем быть аутентичными.
С точки зрения разграничения, относящейся к представлемой теме артикуляции, можно сказать, что гитара стоит обособленно от большинства, если не от всех инструментов. Это не те исполненители на струнных, духовых инструментах и пианино, на которых возможно, при желании пропустить написанный или стилистически обусловленный знак стакатто или услышать нелогично и бесконтрольно удлиненную ноту. По этим причинам, полезно рассмотреть природу артикуляции других инмтрументов перед тем как использовать ее для гитары.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ
Мой словарь указывает, что в английском языке это слово имеет два значения: а) соединение и разделение, б) четкость произношения.
Исходя из этого, легко видеть, какое это хорошее слово, приментельно к музыке. Все в музыке является чем-то, что в какой то мере должно быть связано, но иногда требующее и разрыва, и ясно воспроизводящее то, что вы делаете или говорите (в том и ином случае, ваша гитара превращается в живое существо - разговаривающее или напротив). Следовательно, средствами артикуляции являются те, которые управляют длительностью, позволяя или запрещая продолжительно звучать нотам.
Применительно к музыкальному языку, мы имеем склонность сужать понятие ариткуляции до различных степеней стакатто. Конечно, это наиболее употребительное понимание, но тем не менее я готов поспорить с этим, с той целью, чтобы разобраться в музыкальном смысле и тех путях, которыми они достигается на гитаре, поэтому мы вынуждены определить артикуляцию как осмысленное управление длительностью ноты, и в сторону укорочения и в сторону удлинения, исходя из целей музыкального смысла. И для того и для другого, в одном случае это позволяет гитаристу по необходимости контролировать исполнение коротких длительностей, тогда как в другом случае контроль требуется для исполнения длинно-легатных пассажей, что приводит к совершенно другому эффекту.